Категории: Выгребная яма

Магия простоты: выгребная яма из покрышек

Выгребная яма является самым простым типом очистного сооружения на дачном или загородном участке. Ее можно строить на участке из практически любых материалов — бетон, кирпич, доски и в наших деревнях нередко встречается даже выгребная яма из покрышек.

Действительно, отработанные тракторные покрышки являются неплохим строительным материалом для стен выгребной ямы, пусть и с некоторыми ограничениями.

Давайте разберемся в нюансах постройки этого, столь необходимого на участке, инженерного сооружения из подобного необычного исходного материала. Об ограничениях же поговорим в конце статьи.

Итак, вы являетесь счастливым обладателем земельного участка, у вас есть потребность в постройке простейшего очистного сооружения канализации и вы внезапно (или вполне ожидаемо) стали обладателем десятка грузовых шин или трех-четырех комбайновых, что, впрочем, непринципиально.

Зная, что кум брата соседа вашей тещи когда-то сооружал у себя на даче выгребную яму из нескольких покрышек и даже вполне успешно пользовался предоставляемым этой ямой удобством, вы решаете повторить его трудовой подвиг.

Весьма благое начинание, особенно если до этого вы выливали пахучие жидкости в ближайший овраг.

Но, перед тем, как вы возьметесь за лопату, давайте рассмотрим все нюансы строительства и эксплуатации выгребной ямы, сооруженной из отработанных покрышек.

Преимущества и недостатки покрышек, как стройматериала

Сначала пройдемся по недостаткам:

  • Низкая механическая прочность конструкции.
    Покрышки изначально являются довольно пластичным материалом, поэтому любая сдвижка грунта, оползень, зимнее пучение грунта легко сомнут шины, выдавив все содержимое выгребной ямы на поверхность земли.
  • Невысокая долговечность сооружения. Даже если подвижек грунта на вашем участке не произойдет в ближайшие несколько геологических эпох, резинотехническая смесь, из которой состоят покрышки и металл или нейлон каркаса не предназначены для постоянного нахождения в довольно агрессивной жидкой среде, насыщенной к тому же анаэробными бактериями.
    Со временем металл ржавеет, а резина теряет эластичность, выкрашивается и теряет герметичность.
  • Негерметичность конструкции.  Хоть сама резина покрышек изначально совершенно герметична, организовать непроницаемость всей системы для содержимого ямы довольно проблематично.
  • Даже стяжка боковин покрышек с помощью металлических колец и болтов обеспечит герметичность только пока коррозия не «съест» металл.
  • Сложность демонтажа. Укладывать покрышки в яму легко и приятно — скатил и подровнял.
Про выгребную яму

А вот извлекать их через семь-десять лет будет довольно проблематично. Масса одной грузовой покрышки от 60 до 120 кг. Вес комбайновой шины может доходить до 350 кг.

Представьте себе процедуру извлечения подобной покрышки из грунта со всеми сопутствующими обстоятельствами — запахом, рвущейся резиной, матерящимся крановщиком…

Проще,конечно, закопать и забыть, но если на участке нет другого места для сооружения выгребной ямы, придется все-таки демонтировать.

Теперь поищем достоинства рассматриваемого строительного материала:

  • Легкость монтажа. Действительно, скатил шины одну за одной, скрепляя боковины болтами, и стенки ямы готовы. Сборка стенок занимает от силы пару часов.
  • Низкая начальная стоимость. Разумеется, говорить о низкой стоимости возможно только в том случае, если эти покрышки достались вам «безд-возд-мезд-но, то есть даром».

Увы, больше достоинств нет. Но во многих случаях эти два преимущества перевешивают все вышерассмотренные недостатки.

Поэтому в наших бескрайних просторах выгребные ямы из покрышек встречаются достаточно часто и будут сооружаться еще не год и не два.

Устройство выгребной ямы из шин

Вы проанализировали все написанное выше и все же приняли решение соорудить на участке выгребную яму из старых покрышек?

Тогда давайте вместе разберемся, что собой будет представлять данная конструкция, и как мы будем ее сооружать.

Порядок сборки рекомендуется следующий:

  • Определить место под будущую яму. Очевидно, что лучшим вариантом будет наиболее низкая точка принадлежащего вам участка. Тогда легче будет сделать укладку канализационных труб с нужным уклоном.
  • Выкопать круглый котлован диаметром на двадцать сантиметров больше диаметра покрышек и глубиной с таким расчетом, чтобы верхняя покрышка была примерно на 60 см ниже уровня поверхности земли.
  • Забетонировать дно котлована.
  • Уложить одна на другую покрышки, стягивая их боковины болтами для дополнительной герметизации.
  • В верхней покрышке (желательно еще до укладки в яму) вырезать круглое отверстие по диаметру входной канализационной трубы и уложить покрышку сверху стопки.
  • Завести канализационную трубу в вырезанное отверстие, загерметизировать ввод.
  • Засыпать промежуток между покрышками и стенками ямы щебнем и утрамбовать.
  • Закрыть полученный колодец сверху бетонной плитой с люком и вентиляционным отверстием.
  • Установить вентиляционную трубу и шахту люка (при необходимости).
  • Засыпать плиту грунтом, обеспечив отвод поверхностных вод для предотвращения размытия колодца паводками.

Приведенный план работ, конечно, достаточно схематичен и действительность внесет свои коррективы, но все же некоторое представление о порядке действий он дает.

Совет!

При выборе места для будущей выгребной ямы нельзя не вспомнить об упомянутых выше ограничениях — расстояние от водопровода до выгребной ямы должно быть не менее пяти метров.

Тридцать метров до водоносных колодцев и открытых водоемов. До жилых строений — не менее десяти метров. И самое важное — до грунтовых вод не менее трех метров почвы.

Нарушать последний параметр особенно не рекомендуется, так как загрязнение подземных и поверхностных вод является уголовным преступлением, предусмотренным ст. 250 УК РФ.

Простейший септик из покрышек

Вариант септика с переливом на три ямы

С помощью покрышек может быть построена и выгребная яма с переливом, представляющая собой простейший септик.

Он сможет очищать небольшие объемы сточных вод — и вполне может быть установлен, например, на даче, на которую вы приезжаете только на выходные.

Его устройство будет несколько отличаться от обычной выгребной ямы:

  • вместо бетона под покрышками делается подушка из щебня, толщиной 30-40 сантиметров;
  • боковины покрышек обрезаются для увеличения объема доступного внутреннего пространства;
  • внутрь колодца из покрышек устанавливается вертикально бетонная труба диаметром примерно в половину диаметра покрышек и высотой на 10-15 см ниже верха покрышек.
    Низ трубы герметично залит бетоном, а в верхней части высверливается сетка из мелких отверстий для перелива и отверстие для ввода канализационной трубы.

Канализационная труба вводится внутрь бетонной трубы и ввод герметизируется.

Отредактировано 21.01.2019

Антон Новиков

Всем привет! Меня зовут Антон Новиков и я автор блога «Канализация своими руками от А до Я». Я очень надеюсь, что мои советы и статьи помогут вам в вашем вопросе. В качестве благодарности прошу лайкнуть Вас лайкнуть запись под постом и поделится в соц сетях - наверняка среди Ваших друзей есть те, кому пригодится эта информация.